Страница обновлена 02.09.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 5 им. О.А. Варенцовой"
Наставничество в России
Наставничество – универсальный механизм обеспечения личностно-профессиональной социализации индивида, социально-педагогическая технология организации и сопровождения его личностного, профессионального развития, мотивации, роста, мастерства, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств.
Многообразие функций наставничества, форм его осуществления, задач, решаемых в ходе наставнической деятельности, обуславливает создание концепции и критериальной основы,раскрывающих сущностные характеристики наставничества и позволяющих выявлять эффективные наставнические практики, перспективные идеи развития наставничества в различных сферах.
Наставничество - древнейший способ передачи опыта, возникший до появления образовательных систем с характерными для них программами и формами организации обучения, четким распределением функций обучающего и обучаемого и т.п. Наставничество не является в чистом виде "обучением" или "воспитанием". Это - в действительности сложный симбиоз личного влияния зрелого носителя опыта и духовно-нравственных качеств на личностно и профессионально развивающегося человека, в том числе через различные формы их совместной деятельности.
Когда молодой специалист приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
-
на требования к организации учебного процесса;
-
требования к ведению школьной документации;
-
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
-
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
-
механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечить поддержку молодым специалистам в области:
-
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
-
разработки программы собственного профессионального роста;
-
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
-
подготовки к первичному повышению квалификации;
-
освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
-
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.